Поведенческая Психотерапия на каждый день
Автор: Психотерапевт, психиатр, кмн, доцент, автор множества публикаций и книг о психотерапии Светлана Осипова, Санкт-Петербург.
Сегодня я хотела поделиться с вами каким-нибудь случаем из своей практики.
И пока выбирала, вспомнила о недавнем разговоре с одной из своих клиенток. А беседовали мы вот о чем: как выбрать себе учителя? Кому я готова доверить обучать меня, например, построению отношений или основам профессии. На что я буду смотреть при выборе своего педагога. Лично для меня важно, чтобы человек умел не только в теории рассказывать, но и сам применял на практике эти знания. И не только с клиентами, а и в своей жизни тоже. Согласитесь, если вы что-то знаете, но не применяете, то это еще не навык.

Говоря образным языком, в учителя лично мне захочется выбрать «сапожника в сапогах».

А потому я опишу вам, как работала с одним из поведений моего старшего сына. Когда он пошел в садик, то стал грызть ногти. Сразу было понятно, что запреты ни к чему хорошему не приведут. Мы попытались какое-то время оставить этот симптом без внимания, но это не имело эффекта. А значит, пора было применить свои навыки поведенческой терапии.

Я выделила поведение мишень – грызение ногтей. Моя цель была постепенно свести грызение ногтей к нулю. Промежуточная цель – вырастить ноготь на одном пальце руки и постричь его.

Проведя анализ этого поведения, были выделены основные стимулы. Конечно, среди прочего там были тревога и ревность к младшему брату, плюс не особо любимые походы в садик. Неудивительно, что хотелось отгрызть все это и выплюнуть подальше. Сиюминутные последствия – успокоение. Среди неприятных отдаленных последствий – ранки на руках и заусеницы.

Мы с мужем договорились отслеживать, чтобы внимания и любви доставалось обоим детям поровну. Но я понимала, что результат от этой тактики получу далеко не сразу. А значит, надо добавить воздействие на само поведение.

Сначала я выбрала путь положительного подкрепления. Но вот незадача, не было ни дня, чтобы хоть какой-то ноготок на руках остался бы целым. Так что же подкреплять, если желаемого поведения даже в зачатках не обнаружилось?

И тут я вспомнила, что до ногтей на ногах он ещё не дошел!

И так, я выстраивала свой процесс лечения на сочетании моделирования и положительного подкрепления.

Я брала ножницы, садилась рядом с сыном и постригала себе ногти. Потом показывала сыну, какие красивые и ровные ноготочки теперь у меня на руках. Спрашивала его, нравится ли ему, как выглядят мои руки теперь? Ему нравилось. А потом я предлагала проверить его ноготочки, не пора ли их стричь.

И вот сначала я просила показать руки, чтобы посмотреть, надо ли там что-либо постричь. Жалела ноготочки на руках «бедненькие, какие вы неровные, но ничего, вот подрастете и я вас ровненько постригу, будете такие же красивые, как у мамы». Предлагала сыну оставить хотя бы один пальчик нетронутым, чтобы посмотреть, как ровно будет выглядеть ноготок.

Потом я заботилась о пальчиках, отстригала заусенки и дула на ранки, чтобы подчеркнуть негативные последствия. Затем мы переходили на ноги. Я стригла ногти на его ногах и восхищалась ровными ноготочками, которые получались после подстригания их ножницами. И искренне радовалась тому, что он не грызет ногти на ногах.

И через 2-3 недели, он стал хвастаться мне, что на безымянном пальце у него уже длинный ноготь отрос! И мы торжественно его постригли и вместе восхищались тем, какой он теперь ровный. Вслед за достижением промежуточной цели быстро развивался прогресс. Буквально через 1-2 недели уже все ногти на руках мы ровненько подстригали.

Но есть и побочный эффект)

Постепенно я стала замечать и другие изменения в поведении сына. Он стал интересоваться тем, какая одежда с какой лучше сочетается, какие цвета гармонично смотрятся. Стал сам выбирать себе колготки и футболку, которые хочет сегодня одеть. Теперь, если нам нужно что-то купить сыну из одежды, я доверяю выбор цвета и фасона ему. Зато я точно знаю, что именно эту вещь сын будет носить с огромным удовольствием. Так что нас обоих этот побочный эффект устраивает.

Кстати, о побочных эффектах нашего онлайн-курса «поведенческая психотерапия тревожно-фобических расстройств». Я уже рассказывала, что вы сможете поработать со своей тревогой и страхами. А ещё вы сможете применить эти навыки на своих близких и сделать свое окружение более гармоничным.



Автор: психиатр, психотерапевт к.м.н, доцент Светлана Осипова