Тесты на определение одаренности у ребенка
Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности.

Отвечая на вопросы, записывайте ответы:
утвердительные, «да» — 1 очко;
отрицательные, «нет» — 0 очков.
Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
  2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?
  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  10. Боится ли темноты?
  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
  17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
  18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
  20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  22. Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
  23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?
Шкала результатов:
От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.


.
Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций:
1 — никогда,
2 — редко,
3 — иногда,
4 — часто,
5 — постоянно.

Мой ребенок способен:
  1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
  2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
  3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
  5. Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
  6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
  7. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).
Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:
35-28 баллов — высокий уровень креативности;
27-17 — средний;
16-0 — низкий.

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…
- он энергичен и все время хочет двигаться
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
-не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
- кажется, что он всерьез никогда не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если…
- ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры,любит загадочные поломки;
- может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
- любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если…
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант

Если…
- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
- серьезно относиться к произведениям искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение- украшение для дома, одежды;
- не робеет высказывая собственное мнение даже о классических

Способности к научной работе

Если ребенок…
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремиться вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает пере аудиторией;
- с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…
- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый школьный материал;
- задает очень много продуманных вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной программе;
- обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте
один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.
Тесты для младших школьников

Изучение мотивационной сферы младших школьников.

В исследованиях М.В. Матюхиной Ведущие места в структуре мотивации
младших школьников занимают широкие социальные мотивы, мотивы долга и
ответственности, учебно-познавательные мотивы самосовершенствования,
особенно в 3-м классе.
Второе место у первоклассников и второклассников занимают узко личностные
мотивы.
Вот образцы этих суждений, по которым судили о преобладании той или иной
мотивации. Суждения были написаны на отдельных карточках.
Нужно было отобрать всего три, самые важные, имеющие наибольшее значение
для вас.

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Стремлюсь быстро и точно выполнить требования учителя.
3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.
4. Хочу закончить школу и учиться дальше.
5. Понимаю, что знания нужны для будущего.
6. Хочу быть культурным и развитым человеком.
7. Хочу получать хорошие отметки.
8. Хочу получать одобрения учителей и родителей.
9. Хочу, чтобы товарищи были хорошего мнения обо мне.
10. Хочу быть лучшим учеником в классе.
11. Хочу, чтобы мои ответы были лучшими на всех уроках.
12. Хочу занять достойное место среди товарищей.
13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали за плохое поведение.
14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
15. Не хочу получать плохие отметки.
16. Нравиться узнавать на уроке новое.
17. Нравиться, когда учитель рассказывает новое.
18. Люблю узнавать что-то новое о словах и числах.
19. Люблю решать задачи разными способами.
20. Люблю думать и рассуждать на уроке.
21. Люблю решать сложные задачи и преодолевать трудности.

В соответствии с тем, какие 3 суждения выбирает ребёнок, психолог может
сделать вывод об особенностях его мотивационной сферы. Каждое суждение
отражает различные мотивы.
Суждения
1-3 – мотивы долга и ответственности.
4-6 – мотивы самоопределение и самосовершенствование.
7-9 – мотивы благополучия.
10-12 – престижная мотивация.
13-15 – мотивация избежание неприятностей.
16-18 – мотивация содержанием.
19-21 – мотивация процессом учения.

Методика Э.Ф. Замбицявичене «Определение уровня умственного развития детей 7-9 лет»

Описание теста:
Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания,
подобранные в учетом программного материала начальных.
1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков
предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний
испытуемого.
2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности
выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и
отношения между понятиями.
4 субтест – выявление умения обобщать.
Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает
возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи
дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно
про себя.
Текст методики.

1 Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит
начатое предложение.

а) У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
в) В году (24, 3,12,4,7) месяцев.
г) Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
з) Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая вкусная).
и) У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2 Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно
объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не
относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

а) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) река, озеро, море, мост, болото.
в) кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3 Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов,
которые находятся в какой-то связи между собой

(например: лес/деревья). Справа – одно слово над чертой (например: библиотека), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).
Примеры:
Лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги.
Бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем
установить такую же связь в правой части.

а) огурец/овощи = георгин /сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель/ученик = врач / кочки, больные, палата, больной, термометр
в) Огород/ морковь = сад / забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
г) Цветок / ваза= птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка/ рука = сапог /чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый= мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж) часы / время = термометр /стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор= лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и) стул /деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4 Эти пары слов можно назвать одним названием,
например: брюки, платье – одежда; треугольник, квадрат – фигура.

Придумай название к каждой паре:
а) метла, лопата…
б) окунь, карась…
в) Лето, зима…
г) Огурец, помидор…
д) сирень, шиповник…
е) шкаф, диван…
ж) день, ночь…
з) слон, муравей…
и) июнь, июль…
к) дерево, цветок…