ТЕСТ
МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ Р. КЕТТЕЛЛА
Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституцион­ными факторами. Изучение динамических факторов -мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении лич­ностных черт и установок зависит от потребностей и ха­рактеристик ситуации.

Время обследования колеблется от 20 до 50 мин.

Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный оп­росный лист, а затем обсчитываются с помощью специ­ального «ключа». Совпадение ответов «а» и «с» оценива­ется двумя баллами, совпадение ответа «в» - одним бал­лом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопро­сов дает в результате значение фактора. Исключением яв­ляется фактор В — здесь любое совпадение ответа с «клю­чом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору — 12 баллов, по фактору В — 8 бал­лов; минимальная — 0 баллов.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Инструкция.
Перед Вами ряд вопросов, которые помо­гут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных».

Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов ставьте крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя - ответу «б», а клеточка справа - ответу «с»). Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора. Отвечая на вопросы, все время помните:

1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить себе «среднюю», наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.

2. Старайтесь не прибегать к промежуточным, неопределенным ответам (типа «не знаю», «нечто среднее» и т. п.) слишком часто.

3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут рассматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели. В самом вопроснике ничего не пишите и не подчеркивайте!

4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя и очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.

Вопросы
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
а) да
б) трудно сказать
с) нет 2.

Я вполне мог бы жить один, вдали от людей.
а) да
б) иногда
с) нет

3. Если предположить, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом
б) святым
с) тучей

4. Когда я ложусь спать, то:
а) быстро засыпаю
б) когда как
с) засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомашин, я предпочел бы: а) пропустить вперед
б) не знаю
с) обогнать идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю возможность другим шутить и рассказывать всякие истории.
а) да
б) иногда
с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем окружающем не было беспорядка.
а) верно
б) трудно сказать
с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть
а) да
б) иногда
с) нет

9. Мне больше нравятся:
а) фигурное катание
б) затрудняюсь сказать
с) борьба и регби и балет

10. Меня забавляет несоответствие между тем, что люди делают, и тем, что они потом рассказывают об этом.
а) да
б) иногда
с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.
а) всегда
б) иногда
с) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь.
а) верно
б) не знаю
с) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.
а) верно
б) не знаю
с) неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.
а) верно
б) не знаю
с) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
а) верно
б) иногда
с) нет

16. Думаю, что я - менее чувствительный и менее возбудимый, чем большинство людей.
а) верно
б) затрудняюсь ответить
с) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
а) верно
б) когда как
с) неверно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.
а) да
б) не знаю
с) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а) своим хорошим
б) не знаю
с) в своем дневнике друзьям

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный», - это:
а) небрежный
б) тщательный
с) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.
а) да
б) трудно сказать
с) нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
б) затрудняюсь ответить
с) создают неудобства, когда опаздывают на условленную встречу со мной

23. Мне очень нравится приглашать к себе гостей и развлекать их.
а) верно
б) не знаю
с) неверно

24. Я думаю, что:
а) можно не все делать одинаково тщательно
б) затрудняюсь сказать
с) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись

25. Мне обычно приходится преодолевать смущение.
а) да
б) иногда
с) нет

26. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной
б) делают то и другое
с) дают мне советы поровну

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачу его.
а) да
б) иногда
с) нет

28. Я предпочитаю друзей:
а) интересы которых имеют деловой и практический характер
б) не знаю
с) которые отличаются философским взглядом на жизнь

29. Не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.
а) верно
б) затрудняюсь сказать
с) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.
а) да
б) не знаю
с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел делать и то и другое, я бы предпочел:
а) играть в шахматы
б) затрудняюсь сказать
с) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.
а) да
б) не знаю
с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
а) да
б) затрудняюсь сказать
с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
а) да
б) иногда
с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.
а) да
б) иногда
с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве б) трудно сказать
с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?
а) кошка
б) близко
с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня
б) нечто среднее
с) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:
а) жил бы, не стесняя себя ни в чем
б) не знаю
с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти

40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа
б) не знаю
с) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем сейчас, соблюдать нравственные нормы.
а) да
в) иногда
с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один
в) трудно сказать
с) живым и подвижным и меня нельзя было оставить одного

43. Я предпочел бы работать с приборами.
а) да
в) не знаю
с) нет

44. Думаю, что большинство свидетелей на суде говорят правду, даже если это нелегко для них.
а) да
в) трудно сказать
с) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми
а) верно
в) затрудняюсь ответить
с) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как большинство людей.
а) верно
в) не знаю
с) неверно

47. Я никогда не чувствовал себя таким несчастным, чтобы хотелось плакать.
а) верно
в) не знаю
с) неверно

48. Мне больше нравится:
а) марш в исполнении духового оркестра
в) не знаю
с) фортепианная музыка

49. Я предпочел бы провести отпуск:
а) в деревне с одним или двумя друзьями
в) затрудняюсь сказать
с) возглавляя группу в туристском лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишни
в) трудно сказать
с) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
а) верно
в) не знаю
с) неверно

52. Удавшиеся дела кажутся мне легкими.
а) всегда
в) иногда
с) редко

53. Я предпочел бы работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
в) затрудняюсь ответить
с) в одиночестве, например архитектором, который разрабатывает свой проект

54. Дом относится к комнате, как дерево:
а) к лесу
в) к растению
с) к листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко
в) время от времени
с) часто

56. В большинстве дел я предпочитаю:
а) рискнуть
в) когда как
с) действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
а) скорее всего, это так
в) не знаю
с) думаю, что это не так

58. Мне больше нравится человек:
а) большого ума, даже если он ненадежен и непостоянен
в) трудно сказать
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многие люди
в) не знаю
с) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большое впечатление производят:
а) мастерство и изящество
в) трудно сказать
с) сила и мощь

61. Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству.
а) да
в) не знаю
с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
а) да
в) не знаю
с) нет

63. Я предпочитаю:
а) сам решать вопросы касающиеся меня лично
в) затрудняюсь ответить
с) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает на мои слова, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.
а) верно
в) не знаю
с) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний
а) на уроках
в) не знаю
с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
а) верно
в) иногда
с) неверно

67. Если очень трудный вопрос требует от меня больших усилий, то я:
а) начну заниматься другим вопросом
в) затрудняюсь сказать
с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., - казалось бы, без определенных причин.
а) да
в) иногда
с) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.
а) верно
в) не знаю
с) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.
а) да
в) иногда
с) нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3,6,5, ... – это:
а) 10
в)5
с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.
а) да
в) очень редко
с) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.
а) да
в) иногда
с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
а) верно
в) трудно сказать
с) неверно

75. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в интересной деловой беседе
в) затрудняюсь ответить
с) отдыхать вместе со всеми

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, кто меня слушает:
а) да
в) иногда
с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я хотел бы встретиться с:
а) Ньютоном
в) не знаю
с) Шекспиром

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
а) да
в) иногда
с) нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины
в) не знаю
с) быть кассиром

80. Если люди плохо думают обо мне, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.
а) да
в) трудно сказать
с) нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно: а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»
в) не знаю
с) начинаю думать о том, какой неверный поступок я совершил

82. Многие неприятности происходят из-за людей:
а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов
в) не знаю
с) которые отвергают новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.
а) да
в) иногда
с) неверно

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.
а) верно
в) иногда
с) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражителен, чем большинство людей.
а) верно
в) не знаю
с) неверно

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной
а) верно
в) иногда
с) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.
а) часто
в) иногда
с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают
в) идут правильно
с) спешат

89. Мне бывает скучно:
а) часто
в) иногда
с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим оригинальным способом. а) верно
в) иногда
с) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.
а) да
в) иногда
с) нет

92. Дома в свободное время я:
а) отдыхаю от всех дел
в) затрудняюсь ответить
с) занимаюсь интересными делами

93. Я осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с незнакомыми людьми.
а) да
в) иногда
с) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой.
а) да
в) затрудняюсь ответить
с) нет

95. Мне кажется, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
а) да
в) иногда
с) нет

96. Мне кажется, что самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов
а) да
в) не знаю
с) нет

97. Я думаю, что интереснее:
а) работать с растениями
в) не знаю
с) быть страховым агентом

98. Я подвержен суевериям и беспричинному страху по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам, датам и т.д.
а) да
в) иногда
с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
а) да
в) трудно сказать
с) нет

100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера
в) не знаю
с) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические и нелепые сны.
а) да
в) иногда
с) нет

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх.
а) да
в) иногда
с) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.
а) да
в) иногда
с) нет

104. Какое слово не относится к двум другим?
а) думать
в) видеть
с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а) двоюродным братом
в) племянником
с) дядей

Интерпретация факторов

Фактор А — «замкнутость — общительность»

В целом фактор ориентирован на измерение общитель­ности человека в малых группах.

При низких оценках человек характеризуется необщи­тельностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ри­гидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружаю­щим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.

При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, добро­та, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откли­кается на любые события.

Фактор В— «интеллект»

При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.

При высоких оценках наблюдается абстрактность мыш­ления, сообразительность и быстрая обучаемость. Суще­ствует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

Фактор С — «эмоциональная неустойчивость» — эмоци­ональная устойчивость»

При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности на­строения, раздражительность, утомляемость, невротичес­кие симптомы, ипохондрия.

При высоких оценках человек выдержанный, работо­способный, эмоционально зрелый, реалистически настро­енный. Он лучше способен следовать требованиям груп­пы, характеризуется постоянством интересов. У него от­сутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствитель­ность. По некоторым работам, фактор связан с силой не­рвной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.

Фактор Е— «подчиненность — доминантность»

При низких оценках человек застенчив, склонен усту­пать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошиб­ках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почти­тельность, покорность до полной пассивности.

При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен счи­тать законом для себя и окружающих. В конфликтах об­виняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, сво­енравный.

Фактор F «сдержанность — экспрессивность»

В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональ­ную окрашенность и динамичность общения.

При низких оценках человек характеризуется благора­зумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливос­тью. Ему свойственны склонность все усложнять, некото­рая озабоченность, пессимистичность в восприятии дей­ствительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.

При высоких оценках человек жизнерадостен, импуль­сивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энерги­чен, социальные контакты для него эмоционально значи­мы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людь­ми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом груп­повой деятельности, верит в удачу.

Фактор G «подверженность чувствам — высокая нор­мативность поведения»

В целом фактор определяет, в какой мере различные нор­мы и запреты регулируют поведение и отношения человека.

При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.

При высоких оценках наблюдается осознанное соблюде­ние норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.

Фактор Н — «робость — смелость»

При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.

При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомы­ми обстоятельствами'и людьми. Он склонен к риску, дер­жится свободно, расторможено.

В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.

Фактор I — «жесткость — чувствительность»

При низких оценках человеку свойственны мужествен­ность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.

При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчи­вость, зависимость, стремление к покровительству, склон­ность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопережи­ванию и пониманию других людей.

Фактор L «доверчивость — подозрительность»

При низких оценках человек характеризуется откро­венностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хо­рошо работает в коллективе.

При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно боль­шое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.

Фактор М — «практичность — развитое воображение»

При низких оценках человек практичный, добросовес­тный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следу­ет общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ог­раниченность и излишняя внимательность к мелочам.

При высокой оценке можно говорить о развитом вооб­ражении, ориентировании на свой внутренний мир, высо­ком творческом потенциале человека.

Фактор N — «прямолинейность — дипломатичность»

При низких оценках человеку свойственна прямолиней­ность, наивность, естественность, непосредственность по­ведения.

При высоких оценках человек характеризуется расчет­ливостью, проницательностью, разумным и сентименталь­ным подходом к событиям и окружающим людям.

Фактор О — «уверенность в себе — тревожность»

При низких оценках человек безмятежен, хладнокро­вен, спокоен, уверен в себе.

При высоких оценках человеку свойственны тревож­ность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.

Фактор Q 1 - «консерватизм — радикализм»

При низких оценках человек характеризуется консер­вативностью, устойчивостью по отношению к традицион­ным трудностям, он знает, во что должен верить, и не­смотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.

При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо ин­формированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не при­нимает.

Фактор Q2 «конформизм — нонконформизм»
При низких оценках человек зависим от группы, сле­дует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориенти­руется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.

При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т. е. имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим.

Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.

Фактор Q3 «низкий самоконтроль — высокий само­контроль»

При низких оценках наблюдается недисциплинирован­ность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требова­ний.

При высоких оценках — развитый самоконтроль, точ­ность выполнения социальных требований. Человек сле­дует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности пове­дения (фактор G) этот фактор измеряет уровень внутрен­него контроля поведения.

Фактор Q4 «расслабленность — напряженность»
При низких оценках человеку свойственны расслаблен­ность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.

Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мо­тивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.

Фактор MD «адекватность самооценки»

Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей сте­пени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.

На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей мо­гут быть выделены следующие блоки факторов:

1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Qf

2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4.

3. Коммуникативные свойства и особенности межлич­ностного взаимодействия: факторы А, Н, F, E, Qf N, L.

Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностичной ин­терпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой.
ключ