Опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланд)

Если вы уже размышляли о выборе профессии, то данный тест поможет вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения вопросов.



Инструкция: Внимательно читайте инструкции к субтестам и отмечайте свои решения.



Текст опросника:

1. Виды деятельности, которые отражают широкий круг интересов и установок.

Отметьте виды деятельности, которые вам нравятся, подходят или которыми было бы интересно заниматься.



Р-деятельности

1. Пройти курс обучения работам по дереву.

2. Работать на легковом автомобиле.
3. Ремонтировать хозяйственные постройки.

4. Ремонтировать электроприборы.

5. Настраивать музыкальную стереосистему.

6. Мастерить по дому.

7. Работать на дачном участке.

8. Пройти куре обучения на автомеханика.

9. Самостоятельно ремонтировать квартиру.

10. Решать технические проблемы.

11. Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства (часы, швейную машину, пишущую машинку и т. п.).



И-деятельности

12. Работать в научно-исследовательской лаборатории.

13. Применять матетатику для решения практических задач.

14. Изучать научные теории

15. Анализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендаций.

16. Читать научные книги и журналы.

17. Находить решения сложных задач.

18. Посещать научные музеи.

19. Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам.

20. Пройти курс математической статистики.

21. Размышлять над научными проблемами.

22. Освоить новую научную дисциплину.



А-деятельности

23. Играть на музыкальном инструменте.

24. Писать статьи для журнала или газеты.

25. Воплощать в драматическое произведение рассказ или художественный замысел.

26. Играть в ансамбле, группе или оркестре.

27. Конструировать мебель или одежду.

28. Писать портреты или заниматься фотографией.

29. Пройти курсы по дизайну.

30. Выпускать журнал или газету.

31. Заниматься рисунком, живописью.

32. Читать или писать поэтические произведения.

33. Создавать декоративные произведения (чеканка, резьба, выжигание).



С-деятельности

34. Работать в сфере социальной поддержки и защиты.

35. Обучаться на курсах психологии.

36. Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними.

37. Дискутировать по вопросам взаимоотношений между людьми.

38. Обучать других выполнять какую-либо работу.

39. Изучать социологию.

40. Участвовать в акциях благотворительности.

41. Преподавать в учебных заведениях.

42. Заботиться о детях или помогать пожилым людям.

43. Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов.

44. Помогать советами в трудных ситуациях.



П-деятельности

45. Быть руководителем какого-либо проекта или мероприятия.

46. Пройти курсы или семинар для руководителей, менеджеров.

47. Читать о руководителях в бизнесе или правительстве.

48. Участвовать в политических компаниях.

49. Организовать собственное дело и управлять им.

50. Принимать решения в важных и ответственных делах.

51. Оказывать влияние на других людей.

52. Участвовать в аукционах, торгах.

53. Руководить работой других.

54. Следить за конъюнктурой рынка.

55. Организовывать и проводить выборные компании.



К-деятельности

56. Содержать свой рабочий стол и служебное помещение в порядке.

57. Проводить инвентаризацию материальных ресурсов.

58. Работать с компьютером.

59. Вести учет своих доходов и расходов.

60. Проводить проверку документации или продукции на предмет выявления ошибок или брака.

61. Проводить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе.

62. Вести деловую переписку.

63. Разбираться, создавать компьютерные программы.

64. Заполнять стандартные формы, подробные анкеты.

65. Обучаться на бухгалтерских курсах.

66. Оформлять и печатать деловые бумаги.



2. Список различных умений, способностей, навыков.

Запишите номера тех из них, которыми вы обладаете, которые способны осуществить.



Р-умения

1. Выполнять простой ремонт телевизора, радиоприемника.

2. Ремонтировать мебель.

3. Использовать столярные инструменты для работ по дереву.

4. Читать чертежи, эскизы, схемы.

5. Провести электрическую проводку в помещении.

6. Заменить масло или резину в легковом автомобиле.

7. Сделать масштабный чертеж.

8. Посадить и вырастить урожай чего-либо.

9. Произвести простой слесарный ремонт.

10. Рассчитать количество материалов, необходимых для проведения каких-либо работ.

11. Использовать электроизмерительные приборы.



И-умения

12. Использовать компьютер при изучении научной проблемы.

13. Разобраться в физических свойствах многих веществ.

14. Расшифровать простые химические формулы.

15. Объяснить причины болезни человека.

16. Использовать математическую статистику для решения научных проблем.

17. Описать основные функции человеческого организма.

18. Объяснить с помощью физических законов многие явления природы.

19. Применять логарифмические таблицы.

20. Написать реферат но проблеме.

21. Назвать три блюда е высоким содержанием белка.

22. Кратко и четко изложить какую-либо научную теорию.



А-умения

23. Написать рассказ.

24. Создать рекламный плакат.

25. Писать красками, акварелью, лепить скульптуру.

26. Обрисовать или описать человека так, что его можно было узнать.

27. Создать сценическое воплощение идеи или сюжета.

28. Написать рекламное объявление.

29. Разрабатывать дизайны для упаковки продуктов.

30. Декорировать рабочие помещения учреждений.

31. Играть в пьесе, спектакле.

32. Изготавливать несложные украшения для дома.

33. Выполнить художественный фотоснимок, слайд.



С-умения

34. Уверенно помогать другим в принятии решений.

35. Помогать людям, страдающим физическими недостатками.

36. Выполнять роль хозяина, тамады на праздничных вечеринках.

37. Доступно объяснять какие-либо вещи другим.

38. Возглавить групповую дискуссию.

39. Создать окружающим хорошее настроение.

40. Свободно разговаривать с любыми людьми.

41. Тренировать других.

42. С участием выслушивать проблемы других

людей, сопереживать им.

43. Обучать других чему-либо.

44. Хорошо разбираться в людях.



П-умения

45. Организовать работу других.

46. Объективно оценить собственные достоинства, возможности.

47. Легко заинтересовать других.

48. Организовать м управлять компанией по продаже.

49. Успешно торговать чем-либо.

50. Уверенно планировать стратегию для достижения какой-либо цели.

51. Знать, как стать лидером, добивающимся успехов.

52. Отстаивать свою точку зрения.

53. Начать собственное дело.

54. Успешно выступать перед аудиторией.

55. Развивать в себе желаемые качества.



К-умения

56. Обрабатывать корреспонденцию и другие документы.

57. Легко получить необходимую информацию по телефону.

58. Вести точный учет доходов и расходов.

59. Использовать компьютер для анализа данных бизнеса.

60. Быстро и без ошибок напечатать текст.

61. Составлять деловые письма.

62. Быстро и успешно пользоваться каталогами, таблицами.

63. Создавать обстановку для деловых встреч.

64. Объяснить с помощью закона свои юридические права и обязанности в какой-либо ситуации.

65. Самостоятельно разобраться в незнакомой мне компьютерной программе.

66. Точно и быстро замечать ошибки в расчетах, текстах.



3. Список профессий в промышленности, бизнесе, государственных учреждениях и различных видах искусства и науки.

Выверите и запишите номера тех из них, которые вам нравятся, интересны.



Р-карьера

1. Плотник.

2. Фермер.

3. Автослесарь.

4. Специалист по электронной аппаратуре.

5. Лесник.

6. Шофер.

7. Сварщик

8. Радиоинженер.

9. Гравировщик, изготовитель печатей, штампов.

10. Экономист-плановик производства.

11. Инженер-конструктор но разработке инструментов.

12. Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней.

13. Инженер-механик.

14. Оператор энергетической установки.



И-карьера

15. Инженер-конструктор.

16. Техник медицинской лаборатории.

17. Физик.

18. Химик.

19. Издатель научного или научно-популярного журнала.

20. Ботаник.

21. Хирург.

22. Антрополог.

23. Терапевт.

24. Метеоролог.

25. Научный работник в области социальных наук.

26. Биолог.

27. Научный работник исследовательской лаборатории.

28. Автор научно-популярных книг, статей.



А-карьера

29. Писатель.

30. Фотограф.

31. Музыкант-аранжировщик.

32. Художник.

33. Певец.

34. Автор художественных произведений.

35. Музыкант-исполнитель.

36. Эксперт по живописи.

37. Журналист.

38. Модельер одежды.

39. Издатель газеты.

40. Актер.

41. Архитектор.

42. Дизайнер.



С-карьера

43. Преподаватель высшей школы.

44. Сотрудник службы социальной поддержки.

45. Логопед.

46. Учитель школы.

47. Психолог.

48. Специалист по семейному консультированию.

49. Инструктор молодежного лагеря.

50. Консультант по выбору профессии.

51. Социолог.

52. Инспектор по делам несовершеннолетних.

53. Священнослужитель.

54. Сотрудник службы «телефон доверия».

55. Менеджер по персоналу.

56. Психиатр.



П-карьера

57. Управляющий фирмой.

58. Управляющий гостиницей.

59. Директор на радио или телевидении.

60. Агент по продаже недвижимости.

61. Страховой агент.

62. Заведующий отделом маркетинга.

63. Управляющий магазином.

64. Адвокат.

65. Рекламный агент.

66. Посредник в торговых операциях.

67. Продавец, работник торговли.

68. Судья.

69. Брокер на бирже.

70. Спортивный тренер.



К-карьера

71. Экономист.

72. Счетовод.

73. Секретарь-референт.

74. Кассир в банке.

75. Налоговый инспектор.

76. Ревизор.

77. Переводчик текстов.

78. Оператор ПК.

79. Инспектор в банке.

80. Судебный исполнитель.

81. Программист.

82. Бухгалтер.

83. Нотариус.

84. Библиотекарь.



Обработка результатов:

Подсчитать количество подчеркнутых позиций по каждому блоку (Р, И, А, С, П, К). Самое большое количество баллов свидетельствует о том, что этот тип личности у вас доминирует.



Описание типов личности и профессий по Дж. Холланду.

Социальный тип (С).

Представители этого типа ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить тесный контакт с окружающей социальной

средой, обладает социальными способностями и нуждается в социальных контактах. Чертами характера являются социальность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность. Предпочитают держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, зависим, присуще приспособленчество. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства и умение общаться. Обладают

хорошими вербальными, и относительно слабыми математическими способностями.

Профессиональный выбор – педагогика, социальное обеспечение, психология, медицина, спорт, юриспруденция, социальное обслуживание.

Направленность – люди, общение.

Профессиональная среда – ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей и обучать других. Работа требует постоянного личного общения с людьми, необходимы способность убеждать, красноречие.



Предприимчивый тип (П).

Представители этого типа выбирают цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключениям. Предпочитают «исконно мужские» руководящие роли, в которых они могут удовлетворить свои потребности в доминантности и признании, занятия, связанные с ручным трудом, требующие внимания или интеллектуальных усилий, не привлекают, характерны оптимизм, уверенность в себе. Более привлекательны неясные вербальные задачи, связанные с руководством, статусом, и властью. Хорошие организаторские способности, интересуется экономикой, политикой.

Профессии – бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, телерепоргер, дипломат, юрист, политик.

Направленность – задачи и их решения.

Профессиональная среда – общение с представителями, всевозможных типов в самых разнообразных ситуациях, необходимо умение разбираться в мотивах поведения других людей, красноречие.



Конвенциональный тип (К).

Представители этого типа, отдают предпочтение четко структурированной, деятельности. Выбирают цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества, соответственно подход, к проблемам носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность им не присущи. В некоторой, степени, характерны ригидность, консерватизм и зависимость, обладают хорошими, навыками общения, а также моторными навыками. Математические способности развиты больше вербальных. Это слабые организаторы и руководители, так как их решения зависят от окружающих людей, хорошие исполнители. Предпочтение структурированной вербальной или знаковой деятельности, подчиненные роли, конформность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса.

Профессии, связанные с канцелярией, расчетами, порядком, – экономика, бухгалтерия, банковская служба, контролер-кассир, библиотекарь.

Направленность – порядок, установление порядка.

Профессиональная среда — экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, канцелярия. Для решения задач, специфических для данной профессиональной среды, необходим способность к обработке конкретной рутинной и нумеральной информации.



Реалистический тип (Р).

Эмоционально стабильный, ориентирован на настоящее, результат. Мужской тип, активность, конвенциальность в политике, экономике. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием, направленность на вещи, предметы, объекты.

На общение не ориентирован, деловит, логичен, настойчив, сдержан, осторожен. Люди этого типа отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Представитель этого типа охотно избирает профессию механика, электрика, инженера, фермера, зоотехника, агронома, садовода, автослесаря, шофера, зубного техника и т.д. Данному типу в наибольшей мере присущи математические, чем вербальные способности. Психомоторные навыки преобладают над арифметическими и вербальными способностями, хорошие технические способности.

Направленность – вещи, предметы, объекты.

Профессиональная среда – техника (эксплуатация), сельское хозяйство, военное дело. Его задачи конкретны, их решение предполагает наличие умений, подвижность, настойчивость. Окружающие занимаются преимущественно техникой, машинами, работа может производиться на воздухе, для ее выполнения требуется физическая сила. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации. Беседы кратки и стереотипны.



Интеллектуальный тип (И).

Представители данного типа ориентированы на умственный труд. Не ориентированы на общение, критичны, любознательны, аналитичны, независимы, оригинальны, доверяют себе. Слабая физическая активность. У них преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме они могут предпочитать конкретным действиям по ее решению. Нравятся задачи, требующие абстрактного мышления, склонность к полету фантазии и интенсивной внутренней жизни.

Предпочитают научные профессии – физик, астроном, ботаник, программист и др. профессии научного труда. Обладает высокоразвитыми как вербальными, так и математическими способностями.

Направленность – идеи.

Профессиональная среда – характеризуется решением задач в первую очередь предполагающих наличие абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя здесь необходимо уметь передавать и воспринимать сложные конструкции.



Артистический тип (А).

Женственный, несоциальный, оригинальный тип, ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость решений. Представители этого типа не расположены к видам деятельности, связанным с физической силой, отчетливо структурированным рабочим временем. В общении с окружающими полагаются на свою интуицию, воображение, непосредственные ощущения, эмоции. Уже в молодости для них характерны высокие жизненные идеалы, которые отличаются акцентированием собственного «Я», потребность в самовыражении, избегание однообразной физической работы, неуверенность в себе, женственность. Вербальные способности преобладают над математическими, характерны исключительные способности восприятия и моторики.

Профессии творческого характера – музицирование, живопись, литературное творчество, фотографирование, актерское искусство, режиссура, дизайнерское дело и т.д.

Направленность – эмоции, чувства.

Профессиональная среда – характеризуется решением проблем и задач, предполагающих наличие художественного вкуса и воображения. Более сложные задачи решаются с помощью фантазии, все свои знания, эмоциональную сущность эта среда стремится посвятить достижению конкретной цели.