Мама делает пельмени, И не страшно на земле. Рудольф Ольшанский Сегодня вновь предлагаю вам заглянуть «за кулисы». Работа с одним молодым человеком. В центре внимания страх выходить на улицу, страх ходить в университет. Но вот что показалось ему странным. Рядом с мамой не страшно, хоть в другую страну. Одному сложновато, но терпимо. А вот в присутствии других людей страшно. И где бы ни находился, хочется домой поскорее попасть. Кажется, что прямо сейчас умрет, а сил до дому добраться всегда хватает. А дома спокойно становится. Ставим разбор этого страха в план занятия.
Вначале разбираемся с препаратами, как переносит, какие изменения в состоянии, тут все хорошо, динамика положительная.
Исследуем установки, связанные с этим страхом ,и выходим на глубинное убеждение «люди злые». И доказательств тому масса. Вот и в садике обижали, в школе предавали, обзывали обидными словами и т.д. и т.п.
Засучили рукава и поехали. Кстати, какую бы вы технику выбрали? На мой взгляд, статьи интересно не просто читать, а еще и самому думать в процессе.
Лично я выбрала реструктурирование ранних воспоминаний. Кто был на цикле «Когнитивно-поведенческая терапия тревожно-фобических расстройств», уже знаком с этой техникой, для остальных расскажу подробнее.
Разбираем все ситуации из прошлого по порядку. Проигрываем их, чтобы лучше понять мотивы и качества других людей. Ведь детским умом было сложно понять, как так можно поступать, практически невозможно было увидеть в поведении других людей какие-либо другие умыслы, кроме как «воткнуть нож в спину». Клиент с моей помощью каждый раз подбирает новые объяснения, более адекватные.
Например, из-за чего друзья могли соврать преподавателю? Вместо «со зла» появляются альтернативные трактовки, не менее реалистичные.
- Они могли просто испугаться, что их посчитают виновными.
- Они могли подумать, что сразу все равно наказывать не будут, сначала разберутся, как собственно и случилось.
- Они сказали, что они этого не делали, и им поверили. Значит, и я мог просто сказать, что не делал, и мне бы поверили.
- Они сомневались, был я в тот момент там или не был…
И так с каждой ситуацией. А когда выяснилось, что не только клиента оценивают, но оказывается и он их оценивает, только про себя. Тут уж он окончательно задумался над тем, что и он в этом случае получается злой. В этом месте удачно подошла метафора, что люди являются друг для друга зеркалами.
Подводим итоги, формулируем новую установку: «Люди разные. Многие оценки могут отражать не только то, что во мне есть, но и то, что есть в том человеке, который это говорит. И если меня оценка цепляет, значит, я сомневаюсь, а вдруг это качество во мне все-таки есть, но не хочу таким быть». Вера в неё 80%.
Переходим к домашнему заданию.
В ближайшую неделю клиенту предстоит наблюдение за окружающими людьми. До этого он не наблюдал, сразу считал, что они злые, и избегал контактов. А сейчас предстоит присмотреться более внимательно, заметить и хорошие, и плохие поступки, слова, мотивы. Постараться увидеть, какие люди в реальности, и фиксировать результаты своих наблюдений.
Второе домашнее задание – продолжать выходить одному из дома. Со времени прошлого сеанса уже 3 раза получалось выполнить, посмотрим, что будет на этой неделе.
Ставим в план на следующий сеанс работу с оценочными суждениями в адрес клиента, и можно завершать.
Под занавес такой диалог:
- А почему же с мамой-то мне спокойно?
- Если бы я верила, что все люди вокруг злые, то мне рядом нужен…
- Точно, добрый человек, который сумеет защитить меня от всех. И тогда никакое зло в этом мире не страшно. И домой я поэтому бегу. Всегда, еще с детского сада.
- «Я в домике» (сопровождаю жестом).
- Да, так как будто безопасно.
Расстаемся.
Надеюсь, что вам будет полезен такой формат статей.
А тех, кто захочет познакомиться с техниками когнитивно-поведенческой терапии подробнее, приглашаю на курс «Когнитивно-поведенческая терапия тревожно-фобических расстройств». Стартуем 7 октября.
Регистрация на курс
https://worldofpsychology.ru/trevoga2